ФЕЙЕРТАГ Владимир
Музыковед, лектор, ведущий концертов и фестивалей, журналист. Заслуженный деятель искусств России (1992). Один из активных популяризаторов джаза.Владимир Борисович ФЕЙЕРТАГ
27.12.1931, Ленинград
В музыкальной школе учился играть на фортепиано. Первые джазовые впечатления – кинофильмы «Серенада Солнечной долины» и «Джордж из Динки-джаза». Позже регулярно слушал программы Уиллиса Коновера.
В 1954 окончил филологический факультет Ленинградского университета, а в 1960 – теоретико-композиторское отделение Музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова. В студенческие годы руководил танцевальным оркестром, аранжировал и писал музыку для биг-бэндов, а в 1958 вошел в правление первого в Ленинграде (и в стране) джаз-клуба «Д-58».
Стал известен как автор брошюры «Джаз» (1960), написанной совместно с Валерием Мысовским. Как джазовый лектор и ведущий дебютировал в 1965 году с оркестром Иосифа Вайнштейна. В дальнейшем более 30 лет был лектором-музыковедом «Ленконцерта» (впоследствии «Петербург-концерт»), что позволило официально появляться на сценах всей страны и реализовывать джазовые филармонические абонементы (Ленинград, Рига, Минск, Одесса, Горький, Донецк и т.д.).
В 60-70-е годы входил в жюри многих конкурсных фестивалей, в 1978-93 провел под эгидой Ленконцерта 16 международных фестивалей «Осенние ритмы». 20 лет вел филармонический абонемент «В мире джаза» в Москве в Концертном зале им. П.И. Чайковского. С 1962 года вел курс «История джаза» в Народном музыкальном училище (аналог Московской студии музыкальной импровизации), а с 1974 преподавал на джазовом отделе Музыкального училища им. М.П. Мусоргского, с 1996 – доцент кафедры музыкального искусства эстрады в Санкт-Петербургском университете культуры и искусства.
Публиковал статьи о джазе во многих журналах (в том числе в немецкоязычных странах), написал две главы для трехтомника «Русская советская эстрада», материалы для нескольких сборников, а также книги «Джаз от Ленинграда до Петербурга», «Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник» (второе, дополненное издание вышло под названием «Джаз. Энциклопедический справочник»), «Диалог со свингом», «Джаз в Петербурге. Who Is Who».
С 1995 года ведет две авторские программы на радио – «Пол-часа с классическим джазом» (радио «Петербург») и «У патефона Владимир Фейертаг» (радио «Россия»). Лауреат премии Уиллиса Коновера (радиостанция «Голос Америки», 1998).
Джазовая пресса
(Ольга Коржова)
27 декабря 1931 года в заснеженном Ленинграде родился мальчик, которому была уготована непростая судьба. В середине 40-х он серьезно заболел джазом, через 10 лет уже «халтурил» со своим полулегальным бэндом, в конце 50-х вошел в правление первого Ленинградского клуба «Д-58», а еще через восемь лет представляя ленинградский джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна (фактически лучший биг-бэнд Советского Союза!), стал первым джазовым лектором на профессиональной сцене.
Сегодня это признанный во всем мире джазмэн, в совершенстве знающий историю джаза и обладающий потрясающим талантом рассказывать об этом сложном виде музыкального искусства на очень понятном и доступном языке с самой разной аудиторией. Человек энциклопедических знаний и высочайшей культуры, популяризатор джаза, обладающий колоссальной энергетикой, жизнелюбием и оптимизмом, граничащим с тонкой иронией и самоиронией.
Помнится, когда я поздравляла «всесоюзного джазового старосту» с 70-летием по интернету, то получила в ответ: «Спасибо, и не верьте этим цифрам». И я так же не верю: его по-прежнему трудно застать дома в связи с бесконечными приглашениями конферировать фестивали и концерты в самых разных уголках постсоветского пространства.
Роль В. Б. Фейертага в истории и жизни отечественного джаза трудно переоценить. Как не без юмора заметил известный российский переводчик и джазовый критик Юрий Тихонович Верменич: «Если Петр I когда-то прорубил окно в Европу, то наш маэстро начал активно переправлять через него на советскую сцену множество всяких джазовых иноземцев». От себя добавлю: и с успехом продолжает делать это по сей день!
Некоторые статьи В. Фейертага на нашем сайте:
Дюк Эллингтон как-то сказал: "У меня два дня рождения 29 апреля 1899 и 7 июля 1956". Первое событие произошло в Вашингтоне в достаточно обеспеченной негритянской семье Джеймса и Дэйзи Эллингтон, а второе на Ньюпортском джазовом фестивале.
Сомнительно, чтобы имя Гленна Миллера было кому-то известно у нас до 1944 года. В конце тридцатых годов наша страна была уже полностью изолирована от западной культуры, тем более англо-американской. «Серенада Солнечной долины» вышла на экран в 1941 году, когда уже несколько месяцев шла невиданная по кровопролитию война. На второй и третий год войны постепенно налаживалось военное, экономическое и, в очень незначительной степени, культурное сотрудничество между союзниками по антигитлеровской коалиции, в результате чего в СССР появилось несколько американских кинофильмов, в основном таких, в которых каким-либо образом в сюжете прослеживалась антифашистская тематика. Так, например, завязкой в «Серенаде» является прибытие в Соединенные Штаты беженки-норвежки Карен, в роли которой снялась чемпионка мира по фигурному катанию Соня Хени.
Книги В. Фейертага на нашем сайте:
"ДЖАЗ. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК"
Краткий энциклопедический справочник "Джаз в России" является логичным продолжением книги ДЖАЗ. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК.
В фокусе внимания автора-составителя Владимира Фейертага - история джаза в Советском Союзе и современной России: хронология фестивалей, история джаз-клубов, процесс становления джазовых факультетов в учебных заведениях.
Большая часть справочника посвящена джазовым персоналиям - не только музыкантам, но и критикам, журналистам, пропагандистам и организаторам фестивалей.
"ДЖАЗ. ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК"
Новое, переработанное и дополненное издание знаменитой джазовой энциклопедии: более 1500 имен музыкантов, которые формировали искусство джаза в нашей стране и в мире.
Приведенная дискография позволяет читателям, любителям джаза получить представление о главных периодах в жизни каждого исполнителя.
"ДИАЛОГ СО СВИНГОМ. ДАВИД ГОЛОЩЕКИН О ДЖАЗЕ И О СЕБЕ"
Владимир Фейертаг, филолог, музыковед, писатель, лектор, педагог и журналист, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии У. Коновера...
Идея написать портрет Давида Голощёкина - личности яркой, неординарной - реализовалась в форме беседы с музыкантом. И благодаря комментариям Фейертага книга становится подобием concerto grosso, в котором выдающийся солист импровизирует на фоне мощного и вечного искусства джаза.
Это большое и нужное дело... я всегда восхищался тем, как бережно американцы относятся к своей культуре! Отреставрированы все записи, собраны все мемуары, не потерялся ни один исполнитель...
Вы делаете неоценимый труд и для наших современников и для будущих поколений россиян!
В. Киселев (Москва)
|
Спасибо В. Фейертагу ...Очень благодарен Вам (и все дальневосточные музыканты) за включение наших имен в справочник "Джаз в России". Очень рад! А за молодых ребят ОСОБЕННО!
Теперь их вся РОССИЯ сможет узнать. ... Мы и далее будем стараться повышать своё мастерство, воспитывать молодежь, укреплять позиции ДВ джаза. В. Захаров, (Хабаровск)
|
Интересное:
Из обсуждений в сети: ... книжка вышла у Оскара Питерсона очень добрая, веселая и романтичная. Хотя жизнь этого музыканта напоминала полосу препятствий, которые приходилось преодолевать с боем. В эпилоге Питерсон замечает, что «для многих музыкантов и артистов самое трудное в творчестве – управлять своими личными чувствами, а порой даже подавлять их». Сам Питерсон, видимо, легко справляется со своими повседневными настроениями, чтобы потом они фонтаном эмоций выплеснулись в его гениальной игре на рояле.
узнать больше и купить эту книгу
Из книги История джазового исполнительства в России
Вокально-инструментальный оркестр под руководством Юрия Сергеевича Саульского (1928-2005) не случайно дебютировал на втором ленинградском джазовом фестивале. Этим выступлением (апрель 1966), как и первыми концертами в Московском театре эстрады, оркестр сразу же заявил о своем намерении серьезно пропагандировать джаз. И, действительно, после оркестра Олега Лундстрема ни один столичный коллектив не предлагал публике такого количества инструментальных пьес в одном концерте. «Джаз еще пасынок на эстраде, – писал Саульский, – А ведь настоящая джазовая музыка требует филармонической пропаганды, безусловно лишенной, прежде всего, всех компонентов обычной эстрады. Нужно приучиться слушать музыку без ее оправдания. Настоящий джаз должен существовать наряду с эстрадной, популярной легкой музыкой, – это доказывать излишне. Но джазовая музыка должна пропагандироваться столь же серьезно, как камерная, и столь же широко, как эстрадная». Коллектив был необычен: помимо традиционных оркестровых секций (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм-группа) в нем использовался вокальный октет в роли инструментальной группы. Применяя вокально-слоговое пение (скэт), вокалисты исполняли риффы, короткие мелодико-ритмические формулы, во время импровизаций инструменталистов или же создавали гармонический фон.
книги и ноты на нашем сайте:
просто щекните мышкой по обложке